ТРЕНИРУЕМ ВНИМАНИЕ

Внимание – вещь достаточно интересная и неоднозначная. Психологи до сих пор спорят о том, что же оно собой представляет. Ведь внимание не выражается в каких-то действиях или задачах. Ученые сходятся в одном – его отсутствие резко ухудшает результаты любой деятельности. Поэтому сейчас разработано множество методик – как для детей, так и для взрослых, – которые помогают развить внимательность.

Тренировка ритма внимания.В удобном положении рассматривается кисть руки, при этом необходимо стараться почувствовать каждый миллиметр. Смотреть нужно только на кисть, можно моргать. Если внимание пытается «уйти», нужно обязательно его вернуть. Причем, каждый новый подход следует делать по-разному: в другом положении, в другом кресле, в другом настроении. Упражнение считается освоенным только тогда, когда появится способность удерживать взгляд на кисти руки, ни о чем не думая, столько, сколько необходимо.

Запоминание – забывание. Для выполнения этого упражнения необходимо выбрать приятный для вас или нейтральный предмет и смотреть на него неотрывно в течение 3-5 секунд, стараясь запомнить, "сфотографировать" (на вдохе). Затем, закрыв глаза, в течении 3-5 секунд постарайтесь воссоздать этот предмет в памяти (на задержке дыхания), а на выдохе – мысленно растворить образ. Менять этот способ нужно после 3-5 подхода.

Повторять это упражнение следует 30-50 раз (начиная с пяти-семи и доводить до 50). Задача – научиться по желанию «повторять» образ в воображении и «стирать» его. Тренироваться нужно не менее двух раз в день по 10-15 минут. Объекты внимания необходимо чередовать: например, предметы интерьера, вид за окном.

Скрытая камера. Устроившись где-либо на лавочке или в другом месте, выберете прохожего и, окинув его взглядом, закройте глаза. Получится своеобразное "мгновенное фото", однако необходимо не останавливаться на этом и попробовать развить ситуацию в воображении – увидеть с закрытыми глазами, как и куда продолжает двигаться человек. Сначала это может не получиться, но, потренировавшись одну-две недели, появится способность «оживлять картину», и количество ошибок (в сравнении с реальными действиями идущего) постепенно уменьшится.

ПАМЯТКА

«КАК УЛУЧШИТЬ ПАМЯТЬ?» 

1. Постановка цели. Ставь цель запомнить надол­го.Заучивай с желанием знать и помнить.

2. Использование разнообразного наглядногоматериала. Рассматривай схемы, таблицы, фотогра­фии, смотри кинофильмы.

3. Использование логической организации ма­териала. Пользуйся смысловыми опорами, смысловымсоотнесением и смысловой группировкой — кто хоро­шоосмысливает, тот хорошо запоминает и долго по­мнит.

4. Правильная организация процесса заучи­
вания
.

  • Заучивай и повторяй небольшими дозами.
  • Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.
  • После математики учи историю, после физики ли­тературу: память любит разнообразие.
  • Не учи стихи по столбикам. Короткие заучивай це­ликом, длинные — разбивай на порции.
  • Начинай повторять до того, как материал начал за­бываться.
  • Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучи­вания, старайся воспроизвести, закрыв книгу.
  • Если получил задание во вторник, а отвечать надо впятницу, не жди до четверга: выучи сразу, а наканунетолько повтори.

5. Включение в процесс запоминания всех видовпамяти. Когда учишь, записывай, рисуй схемы,диаграммы, черти графики, изображай ка­рикатуры,сравнивай с тем, что знал раньше, — действуй!

6. Воспроизведение заучиваемого материла вслух.

7. Применение мнемртехнических приемов (призапоминании материала, в котором преобладаютмеханические связи).

Цвета спектра, например, поможет не забыть такая фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фа­зан»