Версия для слабовидящих
Новости школы

Конкурсы

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

1.       Всероссийский конкурс «Корнями дерево сильно» - исследования учащимися школ истории своего рода.

2.       КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ

Название проекта: Всероссийский конкурс «Корнями дерево сильно» - исследования учащимися школ истории своего рода.

Цель проекта: способствовать воспитанию и укреплению общесемейных ценностей путем внедрения в регионах Российской Федерации  методики и практики исследовательской работы детей и подростков в области истории своего рода.

Актуальность: Имеющиеся в современном обществе социальные, воспитательные и образовательные проблемы  развития семьи – важнейшего института общества, и воспитания детей,  требуют внедрения специальных технологий решения проблем. Отношения, строящиеся на традициях, психологии и эмоциональном настрое, могут укрепляться методами  мягкой корректировки, проводимой хорошо подготовленными организаторами. Предложенная технология позволяет представителям младшего поколения семьи проявить  интеллектуальные способности, получить дополнительные знания. Дает детям возможности проявить творчество, тесно взаимодействовать со старшим поколением семьи.  При незначительных материальных затратах такая технология дает весомые результаты, выражающиеся в укреплении взаимодействия разных поколений семьи.

История проекта: Конкурс проводится с 2003 г. в разных регионах РФ. В Тверской области впервые  стартует в 2011 году по инициативе Губернатора Тверской  области А.В. Шевелева.

3.       ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЮ/СНИЖЕНИЮ ОСТРОТЫ КОТОРОЙ ПОСВЯЩЕН ПРОЕКТ

Социальные проблемы:

            Семья является одним из важнейших институтов общества, играет основную роль в социализации, передаче норм, ценностей и традиций от поколения к поколению. 

            Современные процессы развития общества привели к переходу от многопоколенной семьи к семье однопоколенной. В результате в семье, а значит и в обществе, разрушается преемственность поколений, утрачиваются семейные традиции, а новые в силу различных причин либо не создаются, либо поддерживаются только в рамках одного поколения. Развивается стремление передать ответственность за воспитание детей другим социальным институтам (особенно школам), снижается роль мужчины в семье. В результате усиливается конфликтность отношений,разобщенность поколений, растет состояние неудовлетворенности людей разных поколений в семье и снижается ее стабильность[1].

В 2004 г. Церковно-общественный форум «Духовно-нравственная основа демографического развития России» под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия  Второго предложил в качестве одной из мер по выводу России из демографического кризиса изучение в рамках школьной программы родословной семьи. В итоговом заявлении форума его участники предлагают Министерству образования и науки РФ «разработать и утвердить программу изучения родословной семьи в федеральном или региональном компоненте образовательных программ». В настоящее время в школах изучение своего рода проводится в форме сочинений о семье, формат которых не позволяет проводить серьезную исследовательскую работу.

В современной семье педагогический опыт, содержащийся в семейных традициях, порой остается не востребованным. Отсутствие знания истории родной семьи ведет к отсутствию интереса внутри семьи к духовно-нравственным ценностям разных поколений.

Сохранение родового опыта обеспечивает устойчивость и направляет развитие семейных отношений.

Семейная культура – это не только область познания, это механизм самовозобновления общества и государства, передачи социального и культурного опыта, поддержания и укрепления всех общественных и государственных институтов.

Образовательные проблемы:

В процессе приобщения к исследовательской работе в области генеалогии своего рода есть ряд проблем:

  • семьи - противоречие между имеющимися потенциальными возможностями в воспитании уважительного отношения детей к семейным традициям и отсутствием педагогических знаний, технологий, необходимых для реализации этих возможностей; отсутствие умения  вовлечь детей в творческие занятия, которые заменят интерес к «запретным плодам» улицы.
  • образовательные учреждения, государственные и общественные организации – отсутствие опыта и профессиональных знаний (научных и методических), отсутствие единых методических материалов и практики работы по данной теме.
  • дети и подростки– общее снижение интереса к чтению[2] и отсутствие навыков исследовательской деятельности. 

История - это тот источник опыта развития цивилизации, овладевая которым человек обретает силу и ориентиры для строительства своего будущего. Стремление к освоению исторических знаний должно стать естественной потребностью для человека, должно воспитываться в нем постоянно, формироваться через осознание личной ответственности за развитие исторического процесса. Между тем получение исторических знаний, в том числе и изучение своего рода, пропагандируется недостаточно, в отличие от получения научно-технических знаний.

Воспитательные проблемы:

Одним из достоинств всесторонне развитой личности является нравственная зрелость, которая закладывается в семье. История семьи, ее традиции и обряды - составная часть общечеловеческой морали.

Несмотря на то, что в современной семье главенствующее место в воспитании занимают традиционные ценности морали, все большее значение начинают приобретать модернистские ценности, связанные с самоопределением, независимостью, самореализацией личности[3]. К воспитанию у детей любознательности, интеллекта, широты мышлениястремится только  9% родителей, в то время как аккуратности – 47%.

 Не смотря на то, что по данным исследований в представлении взрослых ребенок большую часть своего времени проводит на улице (37%), а 40 % детей не посещают никаких кружков, секций и т.п., родители в силу объективных и субъективных причин не умеют вовлечь детей в познавательную деятельность, способствующую развитию и укреплению семейных отношений.

Вывод. Таким образом, есть ряд социальных, образовательных и воспитательных проблем в семье и обществе, напряженность которых может быть уменьшена в результате распространения методики и практики организации исследовательской работы детей и подростков в области истории своего рода, способствующей их воспитанию и укреплению общесемейных ценностей.

Составление родословной - очень серьезный, длительный и кропотливый труд, для его выполнения необходимо привлечение значительного объема материала самой различной тематики. Это творчество, которое требует навыков исследовательской работы. Участие в Конкурсе детей и подростков становится общесемейным делом, обогащающим и объединяющим все поколения семьи. 

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Через познание своих «корней», истории рода и страны – к осознанию себя и своего места на земле своих предков, на своей родине.

Цель проекта: способствовать воспитанию и укреплению общесемейных ценностей путем внедрения в регионах Российской Федерации  методики и практики исследовательской работы детей и подростков в области истории своего рода.

Задачи  проекта:

Социальные:

  • Способствовать укреплению семей на основе взаимопонимания, уважения и помощи, преемственности семейных традиций и правил общежития.
  • Способствовать созданию сообщества участников проекта из всех регионов: региональных организаторов, участников конкурса, родительского сообщества.

Воспитательные:

  • Создать условия для возрастания интереса у подрастающего поколения к истории своей семьи, помочь ощутить общность со старшими поколениями, познать истоки своего характера, темперамента, интеллекта, профессиональных пристрастий, развить свои творческие способности.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ, НА КОТОРЫЕ НАПРАВЛЕН ПРОЕКТ

Целевые группы:

  • Дети и подростки. В конкурсе участвуют дети 10 - 17 лет: учащиеся 5 – 10 классов общеобразовательных школ.
  • Семьи участников конкурса. Все поколения, так или иначе, включены в процесс подготовки конкурсного задания.
  • Семьи города/области. Участники заключительных событий - Праздника семей. 
  • Представители региональных органов государственной власти, общественных организаций, структур образования, органов управления образованием. Обучаются методике и практике проведения социального мероприятия.
  • Представители научного мира. Участвуют в подготовке методических материалов и проведении научно-практических семинаров. Работают в жюри Конкурса.
  • Представители СМИ. Максимально привлекаются в ходе подготовки и проведения проекта.
  • Волонтеры. Группы добровольцев в регионах (в основном, молодежь), занимающиеся распространением информации и участвующие в проведении заключительного события.
  • Бизнес-сообщество. Получают возможность демонстрации социально-ответственного бизнеса.

 Механизм реализации проекта

Имеющиеся методические и практические технологии для организации и проведения проекта:

  • Методические материалы (Положение о Всероссийском конкурсе «Корнями дерево сильно», методические рекомендации для учащихся школ по составлению генеалогии рода в доступной художественной форме).
  • Визуальный ряд – логотип Конкурса, диплом, буклет.

Этапы конкурса

Подготовительный этап.

1.      Формирование Оргкомитета и жюри.

2.      Формирование региональных партнеров проекта (оргкомитетов).

3.      Организационно-техническая работа (рассылка приглашений и информации, подготовка мест проведения событий, приобретение призового фонда и т.п.);

4.      Информационно-рекламная работа (разработка дизайна рекламно-сувенирной продукции, распространение информации в Интернете, работа со СМИ и т.д.).

Проведение событий.

  • Проведение инструктажа для организаторов,
  • Работа со школьниками
  • Сбор и оценка конкурсных работ

Подведение итогов,

  • Проведение заключительных событий – ПРАЗДНИКОВ СЕМЕЙ ГОРОДА/ОБЛАСТИ (выставки работ участников Всероссийского конкурса «Корнями дерево сильно», награждение победителей, концертная программа). На заключительные события конкурса приглашаются не только непосредственные участники Конкурса, но и другие семьи региона, в том числе патронатные, социально незащищенные слои, инвалиды и другие категории.

[1]По данным ВЦИОМ  около половины респондентов из самой молодой (18–24) и самой старшей (старше 60 лет) групп (49 и 50% соответственно) полагают, что поколения «отцов» и «детей» не в состоянии понять друг друга. Современной российской молодежи чаще всего респонденты приписывают такие качества, как агрессивность (50%), цинизм (40%), активность и инициативность (38%), образованность (30%). И крайне редко к нашей молодежи относят бескорыстие (1%), искренность (3%) и честность (3%).

[2]По данным Фонда «Общественное мнение» чтение привлекает 26% молодых респондентов.

[3]По данным Фонда «Общественное мнение» лидирует группа ценностей, которые можно определить как традиционалистские: ценности морали (так, 54% опрошенных назвали трудолюбие, 43% - честность и порядочность), ценности соответствия предписаниям среды (аккуратность, опрятность - 47%, воспитанность, вежливость, хорошие манеры - 39%), ценности послушания (дисциплинированность - 30%, послушание - 24%), а также характерная для этого типа ценностейбережливость в отношении денег и вещей (34%). Модернистские ценности, связанные с самоопределением, независимостью, самореализацией личности, назывались реже: среди качеств, которые, по словам респондентов, родители стремились в них воспитать,самостоятельность и независимость назвали 18%, активность, целеустремленность - 10%,любознательность, интеллект, широту мышления - 9%, терпимость - 8%, стремление к успеху - 6%,самоконтроль - 5%, воображение - 2%.